Все встречавшиеся мне сценарии этого дня были примерно одинакового содержания, сохранившегося с пионерских времен: линейка - венки - ветераны - литературно-музыкальный вечер.
    Проводя этот день в этом году, я действовала по почти такой же схеме.
    Подготовка началась вечером 21 июня с составления венков: общего от лагеря и отрядных. Утром 22 июня была проведена торжественная линейка памяти. Там, как и полагается, сдавались рапорта, вносили венки, приспускали флаг, были торжественные стихи, речи и минута молчания. Днем несколько самых ответственных ребят из старших отрядов в сопровождении старшей вожатой и двух фотографов ездили на возложение венка (большого, от лагеря, сделанного Гришей) к монументу, посвященному подвигу воинов 153 мотострелковой дивизии, находящемуся недалеко от лагеря. После ужина прошел музыкально-литературный концерт. Сцена была украшена венками, сделанными в отрядах. Очень интересным и новым было заключение дня. Все отряды с вожатыми пришли на пляж и на закате пустили по воде, по реке по Волге, свои отрядные венки с цветами и свечами (те, что были на сцене).
Очень красиво, зрелищно, эффектно. Незабываемо!!!
Жирная эмоциональная точка.

А вот - мое личное мнение к этому мероприятию.
Проведение этого мероприятия связано с определенным риском.
    Основная мораль - не перегнуть палку, как в одну, так и в другую сторону. Тут существуют две тонкие грани, за которые не стоит заходить, а иначе лучше вообще не браться за это дело.
Первое: не надо делать чересчур серьезно, по совковым стандартам и с совковой коммунистической агиткой.
И второе: не надо превращать этот день в балаган.
    Можно, конечно, особо не напрягаясь, провести вечер военной песни и на этом ограничиться, но, мне кажется, необходимо создать определенное настроение в течение всего дня. Я думаю, лет через 5-7 (если не уже) дети будут относиться ко второй мировой, как к первой или, например, как к войне 1812 года, т.е. как к далекому и смутному историческому прошлому. Но, однако, сейчас дети знают, что был Афган, что есть Чечня: Они много слышат и видят о войне. Многие привыкли к этому слову, ведь оно всегда звучит в новостях, как погода. И это ужасно, ведь нельзя допускать, чтобы дети привыкали к такому! Поэтому, мне кажется, актуально 22 июня провести не только как день памяти погибшим в ВОВ, а постараться создать такую атмосферу, которая заставила бы детей хоть на минуту задуматься: "а что же это такое - война?"
Сделать это трудно. Но можно.
    Главное - поставить такую цель. Вот несколько примеров, которые показывают, как сделать 22 июня днем совковым, занудным и скучным, и как можно хоть чуть-чуть добиться целей, про которые я написала выше.
Линейка. В лагере им. Героев-Панфиловцев я наблюдала, как дети под руководством заслуженной музыкантши, старпеда и старпера РЕПЕТИРУЮТ линейку. Уже на этой репетиции можно было уснуть на ходу со скуки. Высшая мера совка и маразма. На самой линейке все было, как полагается: грозная музыка, торжественно-траурные речи, произносимые загробным голосом, стихи, венки и все такое.
Но я больше, чем уверенна - во время этого мероприятия ни у одного ребенка ничто не шелохнулось в душе. И большинство из них преследовала мысль "когда же закончится это занудство?!!!"
Тут же возникает вопрос: зачем это было нужно? Для галочки? А причем тут дети?
    Когда я проводила линейку, у меня в голове был четкий план, что делать, и весьма смутный план торжественной речи. Но у меня был Константин Николаевич. Именно он и сказал детям все, что нужно. Просто, ясно, коротко и без лишнего пафоса. Я просто отдавала приказы типа <Сдать рапорта! Венки внести! Флаг приспустить!> и прочитала стихотворение после минуты молчания, т.е. командовала парадом.
А в конце сказала маленькую речь на тему <Лишь бы не было войны!> Просто и спокойно, от сердца, то, что думала.
И мне, ну нескромно так, показалось, что их немножко проняло. По крайней мере, когда линейка закончилась, не было характерного в таких случаях вздоха облегчения и шепота <Ну, наконец-то> я так думаю.
Вечер Памяти. То же самое, что и с линейкой. В Панфиле избранные и долго репетировавшие дети пели и читали стихи, а в зале в это время творилось черт знает что.
    В этом году я пыталась провести что-то серьезное, но по ходу дела поняла - не выйдет, не могут дети в течение часа молча сидеть и серьезно слушать. Поэтому связки между номерами были не в духе серьезного исторического рассказа, а что-то вроде <Представляете, какой был ужас!..>
В заключение: все в той же Панфиле вечером 22 июня мой 1 отряд без зазрения совести играл в статую любви.Про торжество и траур они забыли, как только вышли из зала.
Вывод: все старания заслуженной музыкантши пошли на смарку, не оставив в душах детей и следа!
    А в этом году мы пускали венки по Волге со словами <Плывите. И пусть все, кто вас увидят, знают - мы не хотим войны>.
Я знаю, линейка у меня получилась слишком короткой, вечер - довольно сбивчивым. Но, в итоге, день не получился ни слишком траурным, ни слишком совковым, ни слишком веселым. А получился эмоциональным и запоминающимся. Мне почему-то кажется, что удалось создать то самое особенное настроение. По крайней мере, в статую любви никто не играл, а это уже кое-что.
Главное - это душа, мысли, настроение ребенка, а не галочка в отчете.

Автор: Лена Слуцкая.


Главная страница/Методика/День Памяти./

Последнее изменение 30 March 2020 19:53