Ктд

ОТКРЫТЫЙ форум, посвященный обмену премудростями и впечатлениями от работы в различных лагерях.

Модераторы: Лена, Олег SLU

Elen

Ктд

Сообщение Elen »

Мне кажется в разделе игры не достаточное внимание уделено КТДшкам, ведь на них стороется оргпериод, и вообще я не поняла преложенные КТД, ведь КТД- :) это коллективное творческое дело, а не игра в крокодильчики!!!!!
Аватара пользователя
Лена
Старший педагог
Сообщения: 536
Зарегистрирован: Ср авг 28, 2002 1:01 am
Откуда: Зеленоград
Контактная информация:

Сообщение Лена »

Да, с крокодильчиками неувязочка вышла :oops: , исправим. А вот мне не очень понятно, почему это оргпериод строИтся на КТД. Да, в начале смены можно провести, но ведь не только в начале :roll: :!: Это же вообще такая клевая, универсальная и очень полезная схема отр.мер. на любую тему. Правда у нас на сайте ей пока что не уделено должного внимания :oops:
Elen

Сообщение Elen »

Отвечу на вопрос: почему именно в начале смены КТД очень важно.
Просто в начале важно не только познакомить и сдружить весь отряд, но и выявить личностные наклонности, способности каждого.......
Чтобы потом пладотворно поработать.......
И в середине и вконце эти мероприятия тоже актуальны, но не так...
Аватара пользователя
Лена
Старший педагог
Сообщения: 536
Зарегистрирован: Ср авг 28, 2002 1:01 am
Откуда: Зеленоград
Контактная информация:

Сообщение Лена »

О, да! :D Это всё верно, несомненно! :P :lol: А самое главное, что эта мысль написана в ЛЮБОЙ вожатской книжке и новостью не является. :P К тому же, как ни старайся, а личностные наклонности и способности 40 человек за одно КТД в начале смены все равно как следует не разглядишь, а поверхностно они (эти самые наклонности) хорошему вожатому видны уже в автобусе. :wink: А КТД - это полный простор фантазии, дающий опытному вожатому огромные возможности и пользу в работе с детьми, и позволяющий плОдотворно работать в любой день смены. Главное - грамотно подготовить и провести, предварительно уяснив для себя преследуемые цели. 8) :lol:
:?: И тут же актуальный вопрос: Elen, а ты откуда :?: Интересно общаться с таким подкованным человеком :!: Хотя, не в обиду, теории, на мой взгляд, больше, чем практики...
Виталий Лебедев

О роли КТД

Сообщение Виталий Лебедев »

Или я не совсем понимаю, что вы имеете в виду под КТД или здесь есть какая-то неточность.

Форма КТД подразумевает общее обсуждение (придумывание), выполнение и анализ деятельности коллектива. Для такой деятельности ребенок должен быть подготовлен. Слабо верится, что 40 человек вдруг сразу научились не просто не перебивать друг друга, а к тому же совместно производить некий продукт, к тому же еще и творчески...

Для этого совсем недостаточно посадить ребят в круг и сказать: "Давайте вместе что-нибудь придумаем...". Точнее посадить и сказать-то можно, только касательства к КТД это будет иметь мало. Как правило, при таком подходе в работе участвуют от силы четверть самых активных ребят, а остальные, в лучшем случае, становятся исполнителями (статистами).

Для использования всех приемуществ КТД необходим вводный этап, на котором ребенок будет замотивирован на творческую, коллективную деятельность, как на самую интересную и эфективную. А для этого ему должно стать тесно в рамках индивидуальной деятельности, должен возникнуть узкий круг его непосредственных контактеров, с которыми хочется и не страшно!!! поделиться идеей.

Приведу разные примеры организации таких этапов:
- разделене отряда на малые группы (около 7 человек) и отработка группового взаимодействия на конкретной задаче ПРИ ПОМОЩИ вожатого (причем, вожатый должен успевать работать сразу с несколькими группами),
- погружение ребят из отряда в традиции. Для этого необходимы сверстники или старшие ребята (в процентном соотношении 1/3), которые уже знакомы и срослись с КТД-ками. Тон в отряде будут задавать они и через них в систему войдут отстальные,
- ролевая или деловая игра, в которой участникам волей-неволей придется объединяться в малые группы для созидания чего-либо.

Мне кажется, что в предыдущих сообщения речь идет скорее не о КТД, а коллективной деятельности вообще, в которую пытаются включить ребят. Успех (60-70% включенных ребят) достигается только к середине смены (и то, если вожатый достаточно компетентен). Однако практика, и не только моя, показывает, что того же успеха можно достичь и без коллективных дел, а постепенным привлечением отдельных ребят к интересному делу.

Я понимаю, что хочется сейчас мне ответить.
И я тоже работал вожатым, и я тоже видел разные результаты деятельности других вожатых, и среди моих друзей есть профессионалы, которые одним взлядом достигают того, что другие пытаются достичь всеми способами за неделю.
Я видел как ребята 14-15 лет за ДЕНЬ включали отряд в коллективную творческую деятельность. (В течении которого проходило не одно и не два КТД.) НО!
Они работали с отрядом не более 10 чел.
Это можно выдержать не больше 3-5 дней.
Они имели 2-4 летнюю практику подобной деятельности (грубо говоря, выросли в ней).
И готовили программу такого лагеря при помощи взрослых на протяжении 1-1,5 месяцев каждый день.

Если (без лишнего лукавства) вы можете про себя сказать такое же, то я пошел покупать молоток для памятника в вашу честь.

НО! Профессионалов доли процента. А мы рекомендуем (да еще и в учебнике) всем начинать с того, что дано не многим.

Короче, КТД, как и любая другая образовательная методика требует грамотного подхода и понимания.

С уважением
BBB
Аватара пользователя
Виталий
Сообщения: 113
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2003 7:35 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Виталий »

Кстати, "Режиссер", в варианте описаном на сайте это тоже не КТД. Это коллективный конкурс.
Олег Ласуков

Re: Ктд

Сообщение Олег Ласуков »

Elen писал(а):Мне кажется в разделе игры не достаточное внимание уделено КТДшкам, ведь на них стороется оргпериод, и вообще я не поняла преложенные КТД, ведь КТД- :) это коллективное творческое дело, а не игра в крокодильчики!!!!!
Совершенно верно изволили заметить. Путанница в терминах страшная. Сам видел, как на одной вожатской школе спорили до хрипоты "Это КТД!", "Нет не КТД". Я так понимаю, что КТД - это когда сначалп подготовили, а потом провели. Если две команды сыграли в футбол, то это не КТД. Если это "Комический футбол", который предваряет шоу, то это оно и есть - коллективно-творчесое дело.
Не смею настаивать, но вы окажете мне большую честь, почитав мои материалы о КТД на сайте http://www.lasukoff.narod.ru. Читатели пишут, что много нового. Удачи.
Аватара пользователя
Лена
Старший педагог
Сообщения: 536
Зарегистрирован: Ср авг 28, 2002 1:01 am
Откуда: Зеленоград
Контактная информация:

Сообщение Лена »

Да, у нас тут действительно путаница. И по поводу, что же именно такое КТД, существует много мнений. Я считаю, что КТД - это когда, к примеру, делишь отряд на команды , раздаешь каждой команде одинаковое задание и они все вместе его выполняют, а потом представляют результат. Например, таким образом можно играть в экипажи кораблей, где есть кок, капитан, штурман и пр... или в города, где есть правитель, шут, городской художник, другие планеты и т.д. В каждой команде нужно сделать что-то творческое, спеть, нарисовать, рассчитать и пр. Дети сами выбирают, кто что будет делать в своей команде. Вот это - КТД, позволяющее детям коллективно творить, а вожатым выявить таланты. А общелагерное мероприятие (как в некоторых книгах попадается: конкурсы, представления отрядов и даже тот же комический футбол) - это общелагерное мероприятие, а не КТД, все таки для КТД оно очень масштабно.
Олег, пойду читать Ваш сайт, чтоб была почва для дискуссии :wink:
Олег Ласуков

КТД

Сообщение Олег Ласуков »

Полагаю, что главный смысл КТД - повод для общения. Не всякий ребенок свободно подойдет к другому, чтобы поговорить. А при проведении КТД - у нас задание. Хочешь, не хочешь - общайся. А при положительном результате не может не появится симпатия: "А класно мы с тобой картину оживили..." А вообще-то надо как-то о терминологии договориться. Я стою на том, что КТД - дело отрядное.
Аватара пользователя
Виталий
Сообщения: 113
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2003 7:35 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Виталий »

Всех приветствую.
Мне кажется, что обсуждать, как кто понимает, что такое КТД немного бессмысленно, так как под одно и тоже название можно запихнуть все, что угодно. Поэтому предлагаю обратиться к автору этой методики.

Энциклопедия коллективных творческих дел (И. П. Иванов)
http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm

Может примеры и отдельные методы несколько устарели, однако общий смысл понять достаточно просто.

Лебедев
Аватара пользователя
Валерий Кошелев
Сообщения: 614
Зарегистрирован: Пт дек 10, 2004 1:51 pm
Откуда: Зеленый город

Сообщение Валерий Кошелев »

Все творчески, иначе зачем?

"Я отвечаю за них за всех, а они думают, что они отвечают."
"Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя изображает, играя чем-то более высоким себя чувствует. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. И я, как педагог, должен с ним немножечко играть. Если я буду только приручать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег ..." Антон Семенович Макаренко.
КТД (Коллективное Творческое Дело), о котором говорит Виталий Лебедев, детище Макаренко. Суть его состоит в следующем (совсем вкратце). Особо выбранный "совет дела" собирает предложения, отбирает, планирует, организует работу ("совет дела" - одна из разновидностей творческой группы). Затем все вместе проводят дело. После этого все опять собираются и коллективно обсуждают: что было хорошо, что плохо, кто как работал (анализ дела). КТД Макаренко (как и вся его система игры в детское самоуправление) неэффективен в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен детских лагерей отдыха, поэтому далее я его рассматривать не буду.

В отрядах детских лагерей отдыха издавна проводятся мероприятия с аналогичным названием. Они не имеют отношения к КТД Макаренко, скорее это "народное творчество" вожатых. Сводятся они к тому, что отряд разбивается на творческие группы и группам выдаются задания, далее группы выдают результат в заданной форме. Задачи мероприятий могут быть разными. Это может быть творческий конкурс, подготовка к общелагерному мероприятию (например КВН) или то, о чем говорила выше Лена (Сообщение: 193) или что-то еще. Формы тоже могут быть разными. Их разнообразие ограниченно лишь фантазией вожатых. Общее для всех мероприятий КТД - наличие детских творческих групп. С учетом возрастных характеристик детей подобные мероприятия проводятся в полном объеме на старших отрядах, в упрощенной форме на средних отрядах, на младших отрядах вообще не проводятся. Ну и в заключение немного теории.

Итак, творческая группа. Ядро группы составляют три элемента.
* "Генератор идей" - человек с абсолютно раскованной фантазией. Его задача придумывать любые идеи как можно больше.
* "Анализатор" - анализирует идеи, находит уже известные аналоги решения похожей задачи и пытается использовать эти идеи для решения поставленной перед группой творческой задачи.
* "Критик" - исследует слабые и сильные стороны идеи и соответственно изыскивает способы ослабить отрицательные и усилить положительные моменты данных идей.
В процессе работы игроки могут меняться ролями. При нарушении пропорций в ядре (т.е. при перевесе критиков или анализаторов в ядре) продуктивность группы нарушается. В группе могут быть еще 2-3 игрока, по мере надобности подменяющих членов ядра группы.
В творческой группе желателен капитан, который может, как входить в состав ядра, так и являться его четвертым членом, его задача координировать действия группы, нацеливать ее на заданную задачу, поддерживать пропорции группы, переходя на сторону более слабого звена, а также в сложных случаях брать всё на себя.
При решении сложных задач с успехом используется "интеллектуальный штурм". Он заключается в следующем: сперва собираются только одни "генераторы идей", и в течение оговоренного времени выдают как можно больше идей. Критика и анализ на данном этапе игры запрещена. Затем собираются только "анализаторы" и только анализируют. После "критики" оценивают то, что получилось. Затем подводится общий итог. Злоупотреблять "интеллектуальным штурмом" не следует, ибо при слишком частом использовании он теряет эффективность. Кстати, я читал что-то подобное "интеллектуальному штурму" здесь на сайте в разделе "архив", kvn.zip. Вообще, многие КВНовские приемы и наработки хорошо вписываются в данную тему.
Качества, на которые нужно особо обратить внимание ребят:
* Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств (т.е. видеть цель, определить последовательность простых и более или менее стандартных действий, которые к ней ведут и каждая из которых ему доступна).
* Умение алгоритмически мыслить (т.е. представить сложное действие в виде организованной совокупности простых, все это при жестком лимите ресурсов - информационных, временных, материальных).
* Умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи (т.е. из моря фактов и океана цифр по каким-то точным признакам быстро отобрать лишь нужные, не упустив при этом ничего существенного).
* Дисциплина языковых средств (которая предполагает умение правильно, четко и однозначно формировать мысли в понятной собеседнику форме).
Все эти качества имеют задачу в конечном итоге выработку у детей способности к абстрактному мышлению, которая состоит в умении, попадая в незнакомую обстановку, находить в ней черты знакомой. В способности обобщать опыт, накопленный в какой-то одной деятельности, и переносить ее на другую. В искусстве прогнозировать ход событий и угадывать причинную, закономерную связь между ними.

Но это теория и конечно её использование желательно, а в жизни всё гораздо прозаичней и правила, по которым работают творческие детские группы, предельно упрощаются, а то и не соблюдаются вовсе. Вот и всё. Старался быть кратким и понятным. Если интересно, можете попробовать провести мероприятия КТД в лагере (только сперва попрактикуйтесь сами ГРАМОТНО работать творческими группами). Если получится, то "зажигать" будете уже не Вы, а ваши подопечные. Для Вас, любимых. Если не получится - ну и ладно. Не одними мероприятиями КТД жив лагерь.
Виталий Лебедев

Разберем КТД по косточкам

Сообщение Виталий Лебедев »

Спасибо, Валерий.
На мой взгляд очень грамотное выступление.
В связи с ним хотел чем-то поделиться, с чем-то поспорить.

1. Об авторстве КТД
Я бы, все же остановился на Иванове, как на авторе КТД.
Да, у Макаренко было коллективное планирование, реализация и анализ дел. НО! Он не ставил себе задачи (во всяком случае не писал об этом) креативной составляющей с точки зрения отдельно взятого ребенка. Весь процесс был вполне репродуктивным, что в достаточной степени совпадало с условиями (Макаренко работал с беспризорниками и уголовниками) и поставленными задачами (растить достойных членов тогдашнего общества).
К тому же, наличие этапов ("подготовка", "реализация" и " анализ") - совсем не достаточно для того, чтобы говорить о КТД. Это просто стандартная технологическая цепь ЛЮБОГО нормального дела. Достоинства методики Макаренко не в КТД, а в детском самоуправлении и практико-ориентированной педагогике. Что, на мой взгляд, не может потерять актуальность и в наше время. Техника может поменяться, а методика - должна остаться. Кстати, о практико-ориентированом обучении все чаще говорят в РАО, есть люди которые успешно его реализуют (Караковский, например) в наше время.
По этому поводу вышел целый номер журнала "Народное образование" № 2 за 2005 год.
А заслуга Иванова, как раз в том, что "он внес креативность, как норму для деятельности, "любое дело творчески - иначе зачем...". Он ударил в сердце потребностей подростка - "На, создавай!" Но только с душой. Иначе кому это нужно?
В креативной составляющей Ивановской теории развернута целая цепь развивающих этапов: создаем, ориентируемся на потребителя, вкладываем душу - в результате получаем нормально социализированного ребенка.
(Использую слово креативность, так как русское слово творчество сильно замылили и оно потеряло свой изначальный смысл (творить, то есть делать из ничего, что-то.)

2. Добавления к теории по работе малой группы.

а) Приведенная классификация (гениратор идей, анализатор, критик) мне очень понравилась. Единственно, что добавил к ней еще такие роли, как организатор и исполнитель.
Организатор, как человек структурирующий деятельность (на первом этапе он выступает в роли ведущего (капитана), позже - разводящего). Короче организатор - это человек, который умеет разбить работу на этапы, сформулировать задачи, распределить и проконтролировать выполнение задач, принять оперативные решения по модернизации структуры выполнения дела.
А исполнитель - (что ж, нужны и честные работяги...) человек, который может реализовывать поставленные задачи.
К чему вся эта классификация? Да, к тому, что у вожатого (при работе с группой) еть возможность понять, кто какую роль уже умеет играть и в процессе работы (я имею ввиду всю смену или несколько смен) помочь ребятам освоить новые для них роли.
Чуть более подробно можно почитать здесь: http://schools.techno.ru/ostrov/adult/os/rolotrad.htm (писано для детей, так что сильно не ругайте).

б) Помимо интеллектуального (или мозгового) штурма можно также применять рейтинговое голосование, негатиное голосование, матрицу критериев, объединение схожих идей и т.д. Достаточно грамотно этому учат в АЮЛ (http://www.ayl.ru). А они (в свою очередь) учат по материалам Калифорнийской Ассрциации Школьных Советов (CAASS).
Описывать указанные методы сейчас не буду, так как это долго и я не уверен, что это кто-либо будет читать. Однако, если есть желающие, то откликнитесь - постараюсь себя заставить....

Еще некоторые мысли по поводу КТД-ек (тоже писано для детей)
http://schools.techno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm

3. Заключение
Да зачем вожатому, работающему всего смену (две, три) все это надо? Все равно за столь малый срок не дозреют у него дети до КТД-ек!
...
А мож дозреют? Ведь кто не пытается, у того и не получается...
А впрочем, прав Валерий - не единым КТД жив лагерь, а зажигательными вожатыми, которые думают (это уже от меня) не о сеяминутном, а о вечном высоком и светлом.
Аватара пользователя
Валерий Кошелев
Сообщения: 614
Зарегистрирован: Пт дек 10, 2004 1:51 pm
Откуда: Зеленый город

Ответ Виталию Лебедеву

Сообщение Валерий Кошелев »

Всем доброго времени суток. :D

Уважаемый Виталий Лебедев, спора у нас не получится, так как нет причин для разногласий.
1) Макаренко был раньше, Иванов дал для КТД больше. Более того, некоторые элементы КТД используются Вожатыми “Импульса” с самого создания отряда. Например “Круг” (полное название "Орлятский круг") или “Свечка” (Поздний аналог вечернего "Орлятского круга").
(например как здесь http://nowocamp.ru/index.php?option=com ... &Itemid=27 ). Использование отдельных элементов КТД вполне достаточно и оправдано.
2) Я говорил о мероприятиях КТД, не имеющих прямого отношения к КТД Макаренко (Иванова).
Когда я ездил вожатым, меня учили, что дети должны быть в первую очередь МАКСИМАЛЬНО заняты спортивными и около спортивными мероприятиями на свежем воздухе (лагерь ведь оздоровительный). Именно это я и имел в виду, когда говорил “Не одними мероприятиями КТД жив лагерь”. Но чем больше в лагере всего полезного и интересного – тем лучше всем. Поэтому все сказанное ранее :roll: имеет в лагере свое место и смысл.
Кстати, а можно поподробнее о применении рейтингового голосования, негативного голосования, матрицы критериев, объединения схожих идей и т.д. :? Хотя бы саму суть, скелет. Заранее спасибо.
Удачи всем! :D
Последний раз редактировалось Валерий Кошелев Ср апр 25, 2007 7:42 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Лена
Старший педагог
Сообщения: 536
Зарегистрирован: Ср авг 28, 2002 1:01 am
Откуда: Зеленоград
Контактная информация:

Сообщение Лена »

А Виталий любит поспорить...
:lol: :lol: :lol: :twisted: :twisted: :twisted: :P :wink: 8) :twisted:
Аватара пользователя
Виталий
Сообщения: 113
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2003 7:35 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Пробую ответить

Сообщение Виталий »

А Лена любит поерничать....
:D :D :D :twisted: :twisted: :twisted: :P :wink: 8) :twisted:

А если серьезно, то мне совершенно не импонирует, когда берут что-то где-то смешивают в кучу и называют это методиками больших людей, которых среди нас уже нет.
Очень легко взять красивое название и придумать к нему свое содержание. Но проблема в том, что другие люди под этим же самым названием понимают совершенно другое. Поэтому я и пытался обратиться к первоисточнику.
У меня в жизни был один (прямо скажем, не очень приятный для моих педагогических амбиций) случай. Издревле (с момента образования нашей организации) мы использовали свечки, как метод рефлексии и анализа дня (лагеря, дела и т.д.) причем в нашей традиции свечку всегда вел дежурный командир. Однажды к нам в лагерь приехал мой старший друг и учитель (коммунар с 20-тилетним стажем). И задал мне всего два вопроса.
- Вы используете свечку, для анализа и рефлексии?
- Да, конечно, - ответил я ему.
- А может ли ребенок (дежурный командир), грамотно их провести?
И тут я понял, что форму-то мы взяли, а про истинное содержание свечки постепенно забыли, и за последние шесть лет оно (содержание) выхолостилось просто в душевную беседу (что тоже немаловажно, но имеет существенно меньшую роль для развития детей, чем закладывалось изначально.

Я набил уже достаточно шишек идя по пути осмысления своей педагогической деятельности и как любой нормальный человек не могу пройти равнодушно мимо того, как эти шишки набивают другие. (Хотя конечно чужым умом жив не будешь, и все познается на своих ошибках, но... Но на самом деле, как мне кажется, все же существует компромис между своим личным лбом и советами со стороны, и именно он (компромис), позволят каждому из нас развиваться быстрее, чем предыдущее поколение (иначе прогресс на земле был бы не возможен)). И именно поэтому я так долго беседовал с вами в теме "О плохох и хороших методах работы", а вовсе не из желания просто поспорить. Не в моих принципах равнодушно проходить мимо...

Теперь немного о методиках

О свечке и орлятсяком круге.
Я не стопроцентно компетентен в этой теме, но, как мне кажется общего у свечки (или "огонька" по Иванову) и орлятского круга не так чтобы очень много. Только форма круга. Цель свечки - осмысление и подведение итога, цель орлятского круга - совместное пение песен (с ощущением равенства, близости и т.д.) И источноки у них разные - "свечка" пришла из Фрунзенской коммуны, а орлятский круг - из лагеря (угадайте какого...).
Так что,я бы не стал называть орлятский круг и свечку - аналогами. (Кстати, вот он опять, вопрос о понятиях!)

Опять-таки (небольшая язва) КТД нельзя назвать мероприятием (меры принимаются), так как КТД это процесс, одной из фаз которого является мероприятие.

О формах работы в малых группах по выработке опимальных решений
(Авторство у CASS в переложении АЮЛ)


Рейтинговое голосование
Применяется после мозгового штурма для сужения кол-ва идей или для выбора итогового решения.
Общее кол-во идей делится на 3 (так психологи придумали), и округляется в большую сторону (получили число n). Каждый член группы может проголосовать за n идей, которые нравятся ему больше всего, но только по одному голосу за одну идею.
Далее, если разница в кол-ве голосов между лидирующей идеей и следующей за ней большая, то останавливаются на лидирующей идее, если нет, то определяется "точка среза" - кол-во голосов которые должна набрать идея, чтобы остаться в списке для дальнейшего обсуждения. В итоге (к примеру) из 20 идей остается только 5, они еще раз обсуждаются и выбирается одна.

Объединение и дополнение
Ищутся схожие идеи и объединяются в одну, например, путем сложения отдельных компонент каждой идеи. Важно, чтобы авторы идей не были против такого объединения.

Негативное голосование
Ставится вопрос, кого, какая идея совершенно не удовлетворяет?
Это можно проводить прямым или рейтинговым голосованием.
Далее рассматриваются идеи набравшие минимальное кол-во отрицательных голосов. Для них ставится вопрос: что нужно сделать, чтобы голосовавший отрицательно этого не делал, как можно изменить эту идею? Если есть возможность изменить идею так, чтобы снять негативный голос, то это делается.

Матрица критериев
На самом деле, если использовать ее в полном объеме, то штука достаточно сложная. Рекомендуется, чтолько для сплоченных групп, которые работаю вместе не первый год. Однако, можно с успехом использовать ее отдельные компоненты.

Определяются критерии, которым должно удовлетворять принятое решение. К примеру (недорого, чтобы все учавствовали, небольшое время на подготовку и т.д.)
Далее составляется матрица вида: идея/критерий (в заголовках столбцов - идеи, в заголовках строк - критерии).
Далее последовательно проводится голосование по каждому критерии, для каждой идеи (важно, что сначала по одному критерию для всех идей, по том по другому, а не наоборот, сначала все критерии для одной идеи, потом для другой).
Каждый имеет право проголосовать "За" или ""Против" данный критерий идеи для данной идеи. Количество всех голосов «За» суммируется по каждой идее и вносится в соответствующую клетку "Итого по идее".
По графе «Итого» выбирается лучшая идея.
Если сложно выбрать окончательную идею, а также позволяет ситуация, то лучше использовать не одну, а несколько идей. Так же, как и в рейтинговом голосовании.

Еще чуть-чуть о работе группы.

Формы выработки решений.
При решении какого либо вопроса разделяют три этапа на которое делится собрание:
• Набор идей.
• Сужение набора идей.
• Выбор идей.
1. Мозговой штурм (набор идей) - в течение ограниченного времени (10 - 15 минут) все предлагают абсолютно любые идеи. Никто не оценивает и не объясняет идеи.
2. Прояснение идей - каждый коротко объясняет смысл своей идеи. Это еще не обсуждение - главное что бы вся группа понимала о чем идет речь.
3. Объединение сходных идей (сужение набора идей) - с одобрения всей группы схожие идеи объединяются.
4. Отбор идей - формируются критерии недопустимости идеи, отбирают допустимые. Если какой либо из критериев вызвал разногласия, то его не рассматривают.
5. Сужение идей - например, рейтинговым голосование или любая из описанных выше форм. Или совокупность этих форм. В результате сужения должно остаться разумное для сравнения и выбора кол-во идей (2-3, в крайнем случае до 5).
6. Окончательный выбор идеи. можно делать простым неформальным обсуждением, или одной из предложеных форм.
7. Дополнение идей - оставшиеся идеи дополняются новыми подробностями.


Ну, и то, с чего следовало начать!...
При правильной коллективной работе результат получается быстрее и качественнее, чем при индивидуальной работе.
Виды решений к которым может приходить группа.
• Консенсус - решение которое удовлетворяет все стороны на 100 %. Данное решение относится к типу выигрыш / выигрыш.
• Компромисс - решение, при котором стороны на взаимные уступки, то есть не получают по 100% от своих требований. Относится к типу проигрыш / проигрыш.
• Одностороннее решение - только одна сторона получает 100% своих требований.

В своей работе группа должна стремиться к консенсусу.
Консенсус возможен если никто из группы не утаивает своего мнения.
Человек говорит открыто только в том случае, если чувствует свою безопасность. То есть если он знает, что его мнение будет выслушано и рассмотрено наряду с другими. При обсуждении идей важно высказывать свое отношение к ИДЕЕ, а не к ЧЕЛОВЕКУ который ее высказал.
Человеку легче переключиться на генерирование новой идеи, если он видит, что предыдущая его идея услышана (для этого, идеи необходимо записывать, так, что бы они были видны всем).
Большое количество идей дает возможность выбирать из них. Плодотворный набор идей может происходить тогда, когда идеи не обсуждаются сразу.
При обсуждении следует придерживаться темы собрания - это поможет сэкономить время.

Принципы работы группы.
1. Договоренность - между участниками группы о формах их работы позволяет не отвлекаться на посторонние обсуждения. Примеры форм: говорит только тот кому ведущий дал слово по поднятой руке, говорит каждый, к кому попадает значок, передаваемый по кругу и т.д.
2. Распределение ролей - выбираются ведущий и летописец собрания.
Ведущий - выбирает форму дальнейшего обсуждения (мозговой штурм, негативное голосование и т.д.), дает слово, не дает уклоняться от поставленной цели, относится непредвзято к предложениям, защищает, указывает на ошибки тем, кто некорректно себя ведет (к примеру: мы сейчас проводим мозговой штурм, а обсуждать будем позднее, или - высказываться можно только по отношению к идее, а не к человеку и т.д.).
Летописец - записывает все предложения на доске (листе бумаги), не нумерует предложения (ставит рядом с ними пульки), не искажает предложения, разделяет идеи посредством разных цветов, непредвзято относится к идеям.
3. Обсуждению могут подвергаться:
• Форма проведения собрания.
• Идеи.
• Методы реализации идей.
Это три разных вопроса! Их необходимо обсуждать последовательно и не смешивать (то есть определить сначала как мы будем работать, затем выбрать идею, после чего определить как реализовать эту идею).


В заключение хотелось добавить, что эти теории хорошо работают на практике, только в том случае если набить на них руку (причем, как вожатому, так и детям). В реальной практике, лучше ограничиваться отдельными элементами теории. И применять тот или иной метод в благоприятной обстановке для этого. А чтобы уметь это делать - их, минимум, надо знать.

С уважением,
ВВВ
Аватара пользователя
Валерий Кошелев
Сообщения: 614
Зарегистрирован: Пт дек 10, 2004 1:51 pm
Откуда: Зеленый город

Ответ Виталию

Сообщение Валерий Кошелев »

Абсолютно верно, Виталий : "Чтобы использовать методики - их, как минимум, надо знать". Поэтому Вожатые ограничивались в прошлом и ограничиваются сейчас использованием отдельных элементов теории. А больше и не надо! Извиняюсь за грубость Лены. Это просто шутка. Удачи! :)
Аватара пользователя
Виталий
Сообщения: 113
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2003 7:35 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Виталий »

Здравствуйте.

К Лене нет абсолютно никаких претензий. Ее шутка и была воспринята, как шутка, а не в коей мере ни как грубость.

А по поводу методик...
Для того, чтобы можно было грамотно использовать элементы методик их и надо знать полностью. Собственно об этом и речь.

Да дело даже не в методиках, а в целях! Если цели поставленны правильно, то методики приложаться. Цели - это своеобразный фильтр, критерий оценки допустимости и применимости той или иной методики.

Для меня всегда мерилом качества методики была максимальная польза для развития ребенка, что, ect, и является (на мой взгляд) основной целью любого педагога (будь то вожатый, учитель, аккомпаниатор и др.).

Если тема целеполагания работы вожатого интересна, то предлагаю ее вынести в отдельную ветвь форума. Если "нет", то, видимо настоящая тема (в смысле КТД), исчерпана. Приятно было пообщаться.

Всего доброго.
С уважением,
ВВВ
Аватара пользователя
Виталий
Сообщения: 113
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2003 7:35 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

И вонвь про орг. период

Сообщение Виталий »

Мне очень понравилась предыдущая ссылка, спасибо Гостю. Очень грамотно расписан алгоритм организации и проведения КТД. Единственное, что смутило - так это введение. Представление КТД-ек, как униреслального средства (как максимум) и успешного средства (как минимум) в орг. (начальный и т. д.) период смены кочует по литературе достаточно давно, и на мой взгляд, совершенно необосновано.
Опытному вожатому, если он внимательно прочитает предложеный вариант алгоритма КТД, по-моему, должно быть очевидно, что в полном объеме такой алгоритм провернуть в несформированном колективе просто нереально. А в отдельных случаях, даже деструктивно. Повторюсь (где-то здесь уже писал об этом), что до КТД надо дорасти. Кстати, Лена в самом начале темы, также с сомнением отнеслась к идее построения орг. периода на КТД...

С уважением,
ВВВ
Ответить