«- Вы что, кашку на моторном масле варите?
- А что? Бабушки-то кушают!»
Очень, очень любопытная «дискуссия». Обычно я на сто процентов доверяю суждениям ребят (я – Роман Романов, руководитель СЦПИ, г. Томск). Прочитал мнения-реакции и удивился. Чего это мои ребята такие некорректные, да ещё Андрей (tiptop81) - аспиранты перед предзащитой обычно воплощение толерантности.
Решил обратиться к первопричине (методической разработке «Огонька») и… я в шоке!
Кстати, прежде чем устраивать ликбез по ошибкам и опискам в стиле исторического экскурса-воспоминаний (Валерий Кошелев), нужно, наверное, прочитать эту разработку (
http://www.imppulse.ru/methods/ogonek/). Вот посмотрите и сравните. Основные понятия – определения Валерия Кошелева: «совместное обсуждение планов…, краткое подведение итогов…, для быстрого принятия решений…». А вот основные определения и понятия из обсуждаемой разработки: «
праздник, беззаботный и не много грустный…, на
конкурсы включать, на
танцы…, романтические (эротические)
игры…, или День рождения Карлсона…». Как это вообще соотносится? И что тогда всё-таки хотел сказать человек? Что он всё знает по обсуждаемому вопросу, но как тогда относиться к обсуждаемой разработке? Знает, что tiptop81 «неграмотный», но как тогда надо бы ему писать и о чём? И вообще, не понятно, зачем показывать спектр разночтений понятий, если не понятно, что с этим разночтением делает автор и что нам с этим делать? В чем позиция?
Но это не удивительно, даже обычно сегодня. Лучше по сути. Важны ли понятия? Кстати, ведь было же предложено разобраться с понятием, но все участники упрямо держаться на позициях «сколько людей (отрядов) – столько мнений». Чего тогда говорить-то, о чём? Наверное, и у «свечек», и у «огоньков», и у «костров», и даже у «орлятского круга» есть что-то общее, общий признак, позволяющий говорить или «о мухах», или «о котлетах». Это общее, наверное, действительно в Коммунарских идеях, современно это или нет – это другой вопрос, по крайней мере, появляется предмет разговора. А вот если это «к коммунарскому движению отношения не имеет», то тем более надо разбираться, о чем говорим. Вы посмотрите в разработку: «праздник», «конкурсы», «вечеринка», «игры» и вообще, основная методическая рекомендация - «не выродиться в дискотеку». Но простите, это чуть не гремучий коктейль жанров, каждый из которых характерен своими особенностями и правилами, не хватает только «технологии проектирования» и «Дела». Здесь разговаривать нечего, хотя на форуме говорится. Между тем, если не в масштабе страны или профессии, то хотя бы в масштабе субъектов дискуссии необходимо определятся с пониманием того или иного предмета. Это также как занятия в школах России ведутся на русском языке, причём обязательно, как условие скрепления культурного пространства страны. Понятие «Огонёк» (КТД, КИП, ЧТП и т.д.) - это тоже своеобразный «цемент» для вожатской консолидации, взаимопонимания, развития, а не повод для прикрытия чего угодно. В этом смысле, «Огонёк» - это, прежде всего, методика развития субъектной позиции ребёнка с опорой на эмоциональную, интеллектуальную сферу личности, с опорой на коммуникативный опыт маленького человека.
Теперь о методике (Евгений). Любая методика, тем более в педагогике, это способ действий педагога-вожатого, позволяющий
реализовать ту или иную педагогическую (в смысле содержания - ценности) идею. То есть хотите, чтобы дети становились самостоятельными и ответственными – используйте соответствующие методики, хотите, чтобы армию родную уважали и патриотами росли – играйте в «Зарницу», чтобы деньги считать умели – вводите систему выбора поощрений и призов т.д. Именно для этого нужна МЕТОДИКА, и, самое главное, именно с этой точки зрения
можно оценивать разработку и чего-то там советовать автору. Какой педагогической идеей руководствуется автор представленной разработки? Подготовить победителей «Дома - 2» или «Последнего героя»? И что советовать по поводу «статуи любви» для подростков на ночь? Ну, приготовьте презервативы. Если нет «гирлянды», но всё-таки «стрёмно» - открутите фонарь с улицы и прикройте его цветной тряпкой, ещё чего-нибудь. Вот Макаренко А.С. с Газманом О.С. точно могли бы подискутировать на предмет вечернего сбора и позиции ребёнка, на предмет педагогических методик её достижения, хотя у первого это называется «Общее вечернее собрание» (всей колонии), а у второго «отрядный огонёк» (малой группы). А здесь «об чем возмущаемся, товарищи!»?
Кстати, «многотомник Ленина», также как труды К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, А. Дистервега, А.С. Макаренко, Я. Корчака, И.П. Иванова, О.С. Газмана, С.А. Шмакова и других я бы точно советовал бы не выбрасывать и даже «держаться» за них. Хотя бы уже потому, что поколения воспитанные по этим работам чего-то такого сделали, а дети современных вожатых (как и сами вожатые) что способны сделать как поколение? Или такие вопросы сегодня не для вожатых? Но тогда это же деградация «вожатской популяции», потеря своего значения и функции в обществе. Ещё я не понял, мне чего, «за коммунаров» не держаться, а за что держаться тогда? За «немного грустный праздник»? Почему?
Автору. Поймите меня правильно, я не хочу вас как-то принижать. Но творчество, если это Ваша авторская разработка, это ситуация поиска, ситуация неудовлетворения собой, в этом контексте любая последовательная критика это шанс для Вашего профессионального развития и Вашего успеха и наоборот. Для нас – это своя и по своему пройденная дорожка, Вам – успеха!
С удовольствием поясним и ответим на конструктивные вопросы!