Очень интересно. Хорошая идея "Да-Неток" в Net-е. А вот в методиках меня, если честно, удивил подбор материалов. Мне кажется, что не все ваши вожатые понимают зачем они едут в лагерь, и что они ОТВЕЧАЮТ не только за то, что будет в течение смены, но и (пусть в небольшой степени) за то, какими вырастут их подопечные. В частности, материалы о дисциплинарных моментах Саши Аверьева насквозь пронизаны идеей, что детей нужно строить, а это не самым лучшим образом сказывается на их жизненных принципах.
А вот материалы Олега Слуцкого, напротив, пропитаны идеей воспитания, большое ему спасибо.
20:33 07/12/2003
Ответ: Это тема для дискуссии не в гостевой книге, но позволю себе заметить, что у Саши Аверьева опыт работы порядка 30 смен. Точно не помню, считать долго.
Виталий Лебедев (Москва):
[email protected]
lebedev-vit.narod.ru
Что ж, в форуме, так в форуме...
За что вас, вожатые, люблю, так это за безграничную веру в собственные силы и правоту выбранного дела.
Именно она рождают новые открытия в педагогике, позволяют подарить детям кусочки детства, хотя, казалось бы, внешняя ситуация к этому никак не располагает. Именно благодаря ей каждый год зажигаются глаза новичков, которые сдают досрочно сессии, плюют на отдых и устремляются в лагеря. Однако у любой медали - две стороны, и, именно благодаря той самой вере совершаются трудноисправимые, а то и вовсе неисправимые ошибки...
Именно эта вера заставляет вас обижаться ("как же, у него 30 смен, а его тут, фактически, в некомпетентности обвиняют"), и именно благодаря ей иногда с вами бывает так трудно вести диалог (например, указание на опыт Саши, в писхологии определяется, как "ссылка на авторитет" и является некорректным психологиическим приемом).
Кстати, о 30 сменах... Иногда захожу я в учительскую (я работаю в школе), посижу, поговорю некоторыми с коллегами, и все у меня внутри переворачивается. "Кто ж тебя в школу то пустил работать, ты ж детей колечишь" - так и хочется мне крикнуть порой. А ведь у них ОПЫТ!, по 20-40 лет у некоторых. А вспомните свое детство... Неужели не доводилось с такими встерчаться? А вы говорите "30 смен"... Есть такой классный афоримз: "Опыт не панацея, а повод для размышления", жаль не помню кто сказал...
У каждой профессии есть свои профессиональные болезни. Большинство психологов страдают от коммуникационных проблем, учителям свойственен комплекс власти, также они по 10 раз повторяют одно и тоже (даже в разговоре со взрослыми людьми), вожатые страдают от "близорукости" ("есть здесь и сейчас, что будет после - меня уже не касается"). Этого не надо бояться, это глупо скрывать от окружающих, надо признать это, как данность и научиться жить с этим, но не пассивно, а постоянно оглядываясь на себя - а не допустил ли я ошибку, а не причинил ли своими действиями вред. И если вдруг ответ положительный, иметь силы признать себя неправым и исправить ошибки. (Саморефлексия
вообще полезная штука, и особенно для людей, работающих с детьми.)
Теперь, собственно, подойдем к сути вопроса. Попробуем задуматься: "А кто такой вожатый? Зачем он приехал в лагерь?". (Кстати, ни на одном СПО-шном сайте не встерчал ответов на эти вопросы, если кто видел, то подскажите ссылку.) А, между тем, это очень важные вопросы, от ответов на них зависит КАКИМ будет вожатый, и КАК он будет работать.
Попробую представить вам мое видиние этих вопросов.
Вожатый это -
- массовик-затейник? - ДА!
- человек, отвечающий за жизнь и здоровье? - ДА!
- человек, увлекающий личным примером? - ДА!
- человек, показывающий дорогу? -ДА! (вожатый - вожак - ведущий (идущий впереди и держащий за руку))
- психолог? - Хотелось бы!
Однако, на мой взгляд, это не главное, а главное в том, что вожатый - это ПЕДАГОГ! То есть человек связанный с образованием.
Чтобы не было путаницы, в двух словах о том, что такое образование. Итак, корень слова "образование" - образ, образ взрослого (точнее
идеальный образ будущего взрослого человека). Образование строится на передаче духовных, культурных и так далее достижений
человечества ребенку. То есть образование человека (как процесс) - это те изменения, которые происходят с этим человеком. От того, каким образом образовывается человек, зависит то, кем он станет (убийцей или святым - конечно, утрирую, но суть от этого не меняется).
А кто такой педагог? Это человек, в задачу которого входит непосредственное влияние на образование. Таким образом все, кто в той или иной степени общается с детьми, в момент общения, являются педагогами. А если ты влияешь на образование человека, то становишься ответственным за его результаты, то есть за те изменения, которые произошли во внешнем и внутреннем мире ребенка за время твоей работы с ним.
Еще раз (извиние, я работаю в школе, поэтому у меня свои проф. болезни (см. выше)),
ВОЖАТЫЙ ОТВЕЧАЕТ ЗА ТО, КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОЙДУТ С РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ ЕГО СМЕНЫ
(даже если результаты этих изменений проявятся после лагеря).
Теперь попробую разобрать то, что так смутило меня в методах работы Саши (описанных на сайте).
Саша Аверьев (в сокращении):
"...Прежде всего я укладывал (заставлял) их всех на бочёк и категорически запрещал спать на спине (расказывая при этом детям сташих отрядов как вредно спать на спине). И потом буквально стоял у них над душой, т.е. ходил по коридору и рявкал на них (Вася молчать, Петя не шевелись)..."
"...В процессе... побудки я захожу во все палаты, при этом не утруждаю себя предупредительным стуком в дверь (даже в палату девушек старших отрядов), так как временной интервал перед началом «сигнала к подъему» и моим заходом в палату достаточен для совершения всех необходимых действий..."
Указание на то, на каком боку спать ребенку в его (12-16 лет), а также вхождение без стука в дверь (даже мальчиков) является не чем иным, как унижением человеческого достоинства ребенка. Последствия такого воздействия, на мой взгляд, весьма печальны. И хорошо, если вожатый - ну, просто отъявленный мерзавец, хуже, если о таком вожатом остануться хорошие воспоминания.
Ребенок, если даже не осознает, то чувствует, что его унижают. В любом случае у него (да и у любого человека) возникает взаимосвязь между личным отношением к человеку и его действиями. Для ребенка - особенно. Если вожатый "плохой" в глазах ребенка, то и его методы считаются "плохими", а если он - душа-парень, это, почти автоматически, говорит о том, что он всегда все делает правильно (дети - такие максималисты!), а это значит, что унижать других - это вполне допустимо, и даже правильно! Кстати, как с "плохим", так и с "хорошим" вожатым в ситуации унижения достоинства у ребенка возникает (сознательная или безсознательная - неважно) обида, которую он, естественно, будет реализовывать там, где это возможно (как правило, на более слабых (психологически) ребятах). Следующий этап реакции ребенка на регулярное унижение: смирение. (Вообще смирение - это хороший навык, однако более полезный для образования уже взрослых людей, так как ребенка можно усмирить так, что потом не раскачаешь.) Однако в данном случае смирение играет скорее в сторону аппатии, пассивности в ситуации с силным начальником. Можно спорить, хорошо это или плохо, но, на мой взгляд, хороший педагог должен стремиться к взаимопониманию с ребенком, а не к послушанию (будет взаимопонимание - послушание, как понимание проблем вожатого, само приложиться).
Что-то я все критикую, да критикую... Что ж попробую изложить ситуацию с дисциплинарными моментами так, как она видится мне.
Ситуация простая "Кнут и пряник".
В начале смены оглашаются правила (а лучше, вывешиваются) отхода ко сну, подъема, купания и так далее. Отчлично, если в правилах есть мотивировки (пример из Сашиной пракитки: ...опоздал на зарядку, делаешь альтернативную, потому что нужно проснуться...). В этих же правилах указываются наказания и поощерения. Причем правила должны строиться исходя из того, что ребенок еще ничего не совершил (еще не опоздал на зарядку, еще не шумел после отбоя и др.) К примеру, во время тихого часа необходимо: находиться в лежачем и раздетом состоянии в своей кровати, так чтобы в корридоре и соседних палатах не было слышно ни звука, в противном случае... (на бочек, откроем дверь и так далее, кто на что горазд). В случае существования фискальных правил человеку дается выбор: нарушать или не нарушать. И если он нарушает, то чувства обиды на наказание почти не возникает, он знал, на что шел (да если и возникает то, эта обида скорее на себя и ситуацию...) Если есть правила и четкое следование им - ребенку дается возможность почувствовать себя взрослым, ответственным за свои действия, оказаться в ситуации выбора, а это развивает достаточно положительные качества. Согласен с тем, что внешний результат достигается медленнее, нежели в случае с палочной дисциплиной, но на то мы и педагоги!
Кстати, через несколько дней (а то и сразу - в зависимости от ситуации) можно сесть и обсудить с ребятами эти правила, может быть вы их вместе как-нибудь поменяете. Пусть ребята выскажут вам свои несогласия или обиды, а вы им свои... Мождет быть они лучше будут вас понимать, а вы их...
Ситуация посложнее "Подумай заранее".
При грамотно простроенном дне проблем с отбоем и подъемом не возникает. Что такое "грамотно простроеный день"? Это такой день, когда деятельность отряда построена таким образом, что:
1) сменяются несколько видов деятельности,
2) создана такая ситуация, когда дети очень хотят участвовать во всех этих видах...,
3) практически нет свободного времени,
4) перед "отбойными" мероприятиями идут спокойно-медитативные занятия (может "свечка", может спокойные песни под гитиру),
5) колличество и качество этих самых видов таково, что дети ко времени "отбойных" мероприятий несколько устают, причем, как физически, так и эмоционально.
...тяжело... Но возможно!
Педагогом вообще тяжело быть!
Но должен же хоть кто-то (кроме телевизора
![Smile :-)](./images/smilies/icon_smile.gif)